Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Автор Елена Глущенко » Интервью

Интервью со мной для журнала ПОДОРОЖНИК (ноябрь 2009). ОКОНЧАНИЕ

ОКОНЧАНИЕ

Виктория: Эссе признают одним из самых продуктивных жанров в мировой культуре прошлого. И, как отмечал известный испанский исследователь Хуан Чабас, «невозможно определить, когда именно родилось эссе; можно только указать некоторые эпохи, когда этот жанр был в моде. И наше время, несомненно, является одной из таких эпох». Эти слова сказаны еще в 1934 году. Однако сейчас они актуальны, как никогда: эссе называют жанром - лидером литературы XXI века. Вы сама пишете эссеистические миниатюры. Чем Вы объясняете огромную популярность малых, форм в современной литературе? Что лично Вам даёт такая форма произведения?

Елена: «Это всё из-за лени! Читать много лень, и писать тоже. А ещё все мы в прошлом - школьники. А что может быть проще сочинения на заданную тему? Мы все очень хорошо знаем, как это делается. Это типичный подход лентяя, конечно же. Когда-то мы учили в школе стих:

Не позволяй душе лениться,

Чтоб в ступе воду не толочь.

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь.

А сейчас я сталкиваюсь с тем, что молодой мужчина совершенно серьёзно и открыто заявляет, что он не хочет любить и - боже упаси! - чтоб в него влюблялись: это же огромная ответственность, которую он не потянет, так как он не хочет "захламлять сердце". Плюс любовь теперь стала хламом для сердца. Так чего же Вы хотите от литературы в таком случае?

Любое искусство, литература в том числе, отображает душу человека. Какая душа, такие и произведения! Да и Интернет играет свою роль, конечно же. Читать с экрана довольно напряженно. Поэтому большие произведения у читателей не пользуются спросом. Я сама, если хочу прочесть что-то большое, делаю распечатку. Вот, допустим, на данный момент меня увлекло творчество Шелли. И я знаю, что это - классик, то есть проверенный автор. Поэтому я смело посылаю на печать его поэму в двадцать страниц. Знаю, что не пожалею. А если говорить о таких авторах, как я, не раскрученных, то тут получается, что неохота изводить расходник на их возможную галиматью.

Конечно, любое явление само по себе многогранно. Сама форма миниатюры тоже интересна. Она учит концентрироваться на событии, впечатлении и брать оттуда главное. Я бы сравнила это с написанием хокку, но этот стиль, конечно, гораздо тоньше миниатюры. Лично мне миниатюра даёт примерно то же самое, что и любая другая форма подачи материала - самовыражение. Просто для чего-то более объёмного требуется больше времени, больше труда... Да и больше впечатлений от жизни. Но и тут нет однозначности, потому что в миниатюру, при желании, можно впихнуть что угодно! Что же касается меня лично, то я, начиная что-либо писать, не всегда знаю, к какой форме оно будет относиться по завершении».

Виктория: Описывая "таинство", происходящее между влюблёнными, писатель всегда рискует опуститься до излишнего натурализма, скатиться в пошлость. В Ваших произведениях этого нет совершенно: всё на своих местах, изящно, ненавязчиво, тонко. Как Вам удаётся не переступить грань?

Елена: «Честно говоря, я не думаю ни о каких гранях, когда пишу о сексе. Всё зависит от того, что именно я хочу показать, помещая в текст описание полового акта. Пошлость, как и излишний натурализм, возникает тогда, когда автор сам по той или иной причине чувствует напряжение в сексуальной сфере, то есть имеет проблемки с "этим". Всё зависит от того, как я сама отношусь к тому, о чём пишу. Я придерживаюсь того мнения, что секс - это просто одна из сфер жизни человека, где он также должен иметь самовыражение. Дело в том, что в силу многолетней, даже многовековой, извращённой морализации и - как обратной стороны этого - беспредела, который мы наблюдаем сейчас, в этой сфере, люди зачастую относятся к теме секса как-то предвзято, впадая в крайности. А на самом деле секс - это так же естественно для человека, как и принятие пищи, например. Поэтому я могу описать поедание чего-либо так, что у читателя потекут слюнки, и он захочет тут же побежать в ближайший ресторан и заказать это блюдо. А могу описать тот же самый процесс так, что читателя вытошнит на клавиатуру, если он читает с монитора».

Виктория: Ваше отношение к нецензурной лексике в литературе?

Елена: «Я к этому отношусь спокойно. И если посчитаю, что это к месту, то и сама прибегну к её использованию. Самое главное - гармоничность подачи и чувство меры. Допустим, есть такие "смачные" частушки! А это тоже - форма искусства, причём, народного. А народ - это ж МЫ!»

Виктория: В наши дни творческие замыслы художника находят своё воплощение на стыке не только жанров, но и даже разных видов искусств, всё больше используются интерактивные технологии. Вы тоже пробуете себя в этом - создаёте плейкасты, то есть соединяете музыку, картинку и текст. Почему решили обратиться к такому способу самовыражения, что это даёт лично Вам?

Елена: «На плейкасты я наткнулась вообще случайно, на Прозе, на странице Владимира Ташпекова. Посмотрела и мне захотелось сделать самой нечто подобное. Тут соединяются мои профессиональные навыки с моими увлечениями и с моим удовольствием: дизайн, писательство, музыка. Три в одном! Балдею я от этого! :-)))
Конечно, здесь мы сталкиваемся с полнотой передачи художественного образа, чувств, эмоций... Включаем все каналы восприятия у потребителя, не говоря уже о самом себе. Это придаёт объёмность творению и, как следствие, полноту самовыражению».

Виктория: В одном из своих замечаний  к рассказу "Марио. Невероятные приключения" на Прозе Вы написали: "На мой взгляд, одиночество, без чьей-то любви к тебе, без твоей любви к кому-то - это просто одно из состояний жизни. Из чего следует, что в какой-то момент это состояние обязательно должно смениться на противоположное. Так устроен мир".
А как Вам кажется, с одиночеством нужно бороться, стремиться избавиться от него или оно пройдёт само собой, нужно просто ждать?

Елена: «Это всё очень индивидуально. Человек сам в ответе за то, что с ним происходит. И если он оказывается в состоянии одиночества, значит, оно ему для чего-то нужно. Когда человек принимает то, для чего он вызвал это состояние, оно тут же меняется на противоположное. Я придерживаюсь той философии, что любое действие вызывает противодействие. Я знаю, что такое одиночество, которое может свести с ума... Одиночество нам показывает нас самих так ярко и ясно, как ни одно другое состояние. А ведь даже в сказках самым страшным испытанием является созерцание себя в "зеркале Правды". Борьба с одиночеством - это борьба с самим собой, со своими самыми глубинными страхами, вернее. А в такой борьбе никогда нет смысла. Вследствие такой борьбы появляется очередная защитная уродливая маска, которую разрисовывает подавляемый страх... Тому, чего боишься, нужно посмотреть в глаза, и оно подарит тебе свою силу. И если говорить в этом контексте о любви, то становится ясно, что пока человек сам себя не примет таким, какой он есть, и не полюбит себя, то и любви от кого-то ему ждать просто глупо, так как подобное притягивает подобное. Вот именно так и устроен мир».

Виктория: Каковы, с Вашей точки зрения, "плюсы" и "минусы" такого сайта, как Проза.ру?

Елена: «Начну с "минусов". Мне не нравится то, что там нельзя вставлять более одной иллюстрации в одно произведение. А если я, допустим, начну сочинять комиксы? То там их уже вообще не разместишь. А это тоже в какой-то степени   литература. Я бы хотела, чтобы там редактирование текста было основано на принципах программы Quark Xpress. Это давало бы гораздо больше возможностей для самовыражения лично мне. Тогда бы я там же продемонстрировала и свои дизайнерские способности. И читателю было бы интереснее.
 Я бы ещё ввела туда возможность регистрироваться, как читатель. Это бы давало большую объективность в обсуждении произведений и исключало бы момент дискриминации непишущих. Потому что, это получается нечто типа "закрытого клуба". А ещё, мне кажется, что там не учтены все возможные жанры литературы.

Тем не менее, на Прозе есть и очень много "плюсов", покрывающих эти мелкие неудобства. Иначе меня бы там не было. Конечно, самое главное - это люди, авторы, которые там размещают свои произведения. Ведь не место красит человека, а человек место. Концентрация очень умных и очень талантливых людей в какой-то степени даже стимулирует личностное развитие. Да и просто можно выложить своё мнение о творчестве того или иного довольно известного автора, запросто пообщаться с ним, получить его рецензию на свой скромный - или не очень - вклад в мировую литературу. Для себя самой приятно осознавать, что ты соответствуешь какому-то уровню. Ну и, конечно же, публичность! Ведь как же много людей имеет шанс ознакомиться с моим творчеством! И это здорово.

Виктория: Без чего Вы не мыслите себя в этой жизни?

Елена: «Без музыки группы «T.Rex»!!!* Это, пожалуй, единственная настоящая душевная привязка для меня. Бывают в жизни моменты, когда мне настолько необходимо услышать  эти любимые звуки гитар, ударных, перкуссии и этот дребезжащий голос Марка Болана, что я словно задыхаюсь... Творчество T.Rex восстанавливает гармонию во мне. ...Есть, конечно, люди, которых я люблю. Но они свободны! Они для меня не являются драгоценными камушками в моём нашейном мешочке, он пуст. Мои любимые люди - как птицы, как ветры... Мне достаточно знать, что они просто ЕСТЬ и счастливы. Да и вообще, всё проходяще, а музыка вечна! Ведь она звучит в душе всегда. Конечно, я люблю солнце, дождь, снег... лес, поля, море, горы... свой родной город Житомир, в конце концов! Я люблю жизнь во всех её проявлениях. А законы жизни таковы, что, как только появляется что-то, чему мы предаём бОльшую, чем следует, степень важности, то тут же появляется и страх утратить это нечто. А страх моделирует ситуацию, которая и лишает нас этой мнимой драгоценности. И это справедливо. Кстати, это одна из причин невозможности реализоваться в какой-то новой для себя сфере. Как актёры иногда говорят: «Я не мыслю себя без театра!». Вот именно поэтому в какой-то момент и оказываются совершенно невостребованными...»

Виктория: Раннее творчество Болана, когда он работал со Стивом Туком, вдохновлялось мифологией Джона Толкина. А как лично Вы относитесь к творчеству этого писателя? И вообще близок ли Вам, как читателю, жанр фэнтези? Не хотели попробовать себя в нём как автор?

Елена: «Вообще, читать Толкина я начала именно благодаря творчеству Марка Болана, потому что хотела как можно лучше понять его тексты. Что же касается самого Толкина, то его творчество, в свою очередь, базируется на местной мифологии. Там явно прослеживаются корни валлийских и ирландских мифов. И я, чтобы еще лучше разобраться во всём этом, прочитала и эти мифы. И пришла к выводу, что на самом деле стихи Болана того периода пропитаны даже больше именно первоисточниковой мифологией, чем толкиеновской. Просто Толкина читать гораздо проще, чем первоисточник. Поэтому мы и видим в статьях о Болане именно это сравнение. Он сам, конечно же, тоже любил Толкина. Ну, и понятно, что в его время читали именно Толкина и не копали глубже. Тем более, ранний период творчества Марка Болана совпадает с расцветом течения хиппи. И английские группы, работавшие в то время, частенько обращались к мифологии, во многом оттуда черпали принципы свободы, основанные на древних учениях - друидизм, язычество...

Жанр фэнтези мне нравится, в общем, как читателю. Толкина читала с удовольствием. Из других авторов реально в этом жанре понравились работы Клиффорда Саймака.

Сама я не пробовала так писать. Для этого нужно иметь более глубокие знания. Если я и возьмусь что-то делать в этом жанре, то опираться буду, скорее всего, на славянскую мифологию, конечно же».

Виктория: А что именно привлекло в произведениях Саймака, его часто обвиняют в пессимистическом взгляде на будущее человечества? И вообще, в целом, чем именно нравится жанр фэнтези? Существует мнение, что современная его популярность базируется на том, что мы устали от бешеного ритма жизни, от её жестоких реалий, нам хочется сказки, историй о героях, хочется вернуться в детство. Вы согласны с этим?

Елена: «Саймака очень легко читать. Я почему-то особого пессимизма у него не увидела. Мне у него действительно нравится то, что его произведения как бы помещают читателя в другое измерение. Но лично меня это не отвлекает от действительности. Наоборот, я начинаю лучше, глубже понимать то, что происходит в нашем реальном мире и во мне самой.

В самом жанре нравится то, что авторы через причудливые, сказочные формы обращают внимание читателя на те истины, на те ценности, о которых мы забываем в нашей повседневной жизни. Ну, и, конечно, в сказку иногда хочется верить. А человек при желании может сделать и сказку былью. Хотя бы то, что касается добра, любви и искренности. Ведь это и есть самые великие чудеса».

Виктория: Елена мы благодарим Вас за интересную беседу и  желаем дальнейших творческих успехов, надеемся на знакомство с Вашими новыми произведениями.

 ------------------

* Группа «Tyrannosaurus Rex» была основана Марком Боланом в августе 1967 года. В дуэте с перкуссионистом Стивом Туком, под влиянием творчества Джона Толкиена, создавались эксцентричные, пасторальные, фольклорно окрашенные песни. Группа имела огромный успех на андерграундной сцене. В начале 1970-х годов название группы стало короче - «T. Rex».

------------------

Это интервью размещено в журнале «Подорожник», который вышел в ноябре 2009 г.

http://podorognik.gantor.ru/

Там же напечатаны миниатюры «Кот и кошка», «Синее время»

Интервью брала Виктория Чумак

http://www.proza.ru/avtor/nifertity




Источник: http://proza.ru/2011/09/30/1424
Категория: Интервью | Добавил: lenarex (05.03.2013) | Автор: Виктория Чумак
Просмотров: 379 | Теги: глущенко, Подорожник, Интервью
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: