Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Автор Елена Глущенко » Интервью

Интервью со мной для журнала ПОДОРОЖНИК (ноябрь 2009). НАЧАЛО

Сегодня мы беседуем с человеком, чьё творчество многогранно и необыкновенно во всех смыслах. У нас в гостях писатель и художник ЕЛЕНА ГЛУЩЕНКО (Житомир, Украина)

 Увидев фото Елены, я вообразила её, стоящую среди цветов, маленькой лесной феей, с по-детски беззащитной, почти неземной улыбкой. Когда прочла её тексты, поняла, что Елена хорошо рисует. И не ошиблась! Подобно сказочной волшебнице, на своих картинах она создаёт из диковинных цветов необыкновенные натюрморты, полные чистых красок, а потом наполняет этими красками и свои тексты. Ей под силу изобразить цветение папоротника и написать, достоверно, точно, о самых разных сторонах человеческих взаимоотношений. При знакомстве с творчеством Елены невольно вспоминаешь известную фразу: «талантливый человек талантлив во всём». К ней это применимо в полной мере!

 «Сочиняла постоянно, сколько себя помню. Записывать сочиняемое начала в средних классах школы. Тогда писала прозу. Потом внезапно в двадцать четыре года начала писать стихотворные пародии, а затем и свои стихи. Пародии продолжаю писать и сейчас».

 Елена по профессии дизайнер-верстальщик. Свои сочинения показывает читателям на сайте Proza.ru. Миниатюра «Шиповник» в 2000 году публиковалась в местной газете «Замкова гора».

«По жизни я - меломан, но сама музыку не пишу и пою крайне скверно. Слушаю блюз, джаз, кантри, рок, металл, альтернативу», - признаётся она.

 Елена, увлечение живописью буквально сквозит в Ваших текстах. Все они полны красок. Именно в прямом смысле слова. Сразу понятно: человек рисует. Вы где-то учились этому? Делаете иллюстрации к своим произведениям?

 Елена: «Да, Вы правы. Я иногда как бы "рисую словами". Я вижу мир, прежде всего, цветным, затем - многозвучным... Рисовать я специально нигде не училась. Меня с детства привлекали яркие картинки в книгах и фотографии картин известных художников. Мне просто хотелось уметь так же. Я заставляла маму перерисовывать для меня картинки из ярких детских книжек, смотрела, как она это делает, и старалась ей подражать. А потом уже в школе у нас изобразительное искусство читал Пётр Соломонович. Он рассказывал о разных картинах, истории их создания. Меня очень увлекало всё это. И я уже осознанно стала стараться учиться рисовать, чтобы достичь какого-то своего уровня. И в какой-то момент я его достигла. Осталась довольна собой... и забросила это увлечение. Хотя, оно и успело трансформироваться в профессию дизайнера (полиграфия).

 Иллюстрации к своим сочинениям я делала только посредством коллажей в фотошопе - так проще. Я вообще очень ленивый человек».

 Виктория: У Вас есть стихи "О глазах. В стиле Дали", по-настоящему сюрреалистическое произведение. Это просто Ваша собственная "игра" или Вы поклонница творчества этого художника? Вообще, каковы Ваши предпочтения в живописи?

 Елена: «А из художников мне вообще многие нравятся. Особо отметить могу действительно Сальвадора Дали. И мой стих "О глазах. В стиле Дали" был написан, естественно, под впечатлением от рассматривания его картин. Ну, и плюс игра слов, как Вы верно отметили. А Дали мне нравится, пожалуй, из-за его неоднозначности. Его работы можно понимать тоже по-разному. Это ведь не текст. Хотя и в тексте есть "междустрочие". А тут - бесконечный простор для домысливания... А вообще, из художников мне нравятся Шишкин, Айвазовский, Васнецов, Репин, Куинджи, Рерих, Боровиковский, Серов, Клод Моне, Ван Гог... и многие другие. В живописи, как и в музыке, я люблю разные направления и стили.

 Виктория: Как Вы обратились к поэзии, занялись переводами?

 Елена: «Большое влияние на моё творчество, да и на всю мою жизнь оказала музыка, а потом и поэзия Марка Болана. Благодаря ему я и начала сочинять стихи, делать переводы. Хотя, конечно, "стихоплётство" - это у меня отчасти наследственное. Потому что моя мама всегда писала стихи (но она вообще нигде не издавалась). Она же в раннем детстве и "подсадила" меня на такую музыку».

 Виктория: «А я всю жизнь мечтаю о Париже» - так называется одно из Ваших стихотворений. Вы, правда, любите Париж? Это связано с увлечением живописью: Париж - город художников?

 Елена: «Париж... А кто его не любит? Я там не была никогда - денег столько нет, чтоб поехать, даже хотя бы на экскурсию. Но ведь мечтать никому не запрещено. А мечты... они сбываются! Люблю ли я Париж? ...Хм... Это как быть влюблённой в прекрасного таинственного незнакомца на портрете. Конечно, я читала об этом городе, фильмы, передачи смотрела. Думаю, Париж вряд ли меня разочарует при встрече».

 Виктория: В чём Вы раскрываетесь больше - в прозе или стихах?

 Елена: «Раскрываюсь, пожалуй, одинаково и в прозе, и в стихах. Бывает что-то основано на биографии. Тогда это действительно откровение. Но я очень часто пишу "от фонаря", как я это называю. Тогда это - раскрытие моих шутовских душевных сторон, например. Или - по принципу "весь мир - театр, люди в нём - актёры": иногда хочется влезть в чью-то шкуру. Главное, всё делать честно. То есть, если вспомнить, к примеру, Бабу Ягу из любого фильма, сыгранную Милляром, то мы же ему верим. Ведь он БЫЛ этой Бабой Ягой, а не играл её! И когда он же БЫЛ Кощеем, зритель уже ВИДЕЛ просто Кощея, а не того, кто играл Бабу Ягу. И в то же время это был Милляр - характерный актёр. Он в каждой из этих ролей раскрывался полностью! Вот и я говорю об этом же. Поэтому для меня форма подачи вообще не играет роли. Она возникает сама собой, когда есть то, чем хочешь поделиться, что хочешь выплеснуть из себя. Ведь самовыражение, оно же во всём».

 Виктория: Что, по-вашему, есть талант?

 Елена: «Талант, по-моему, это и есть умение раскрыться полностью в выбранной тобою сфере. Базируясь на том же примере Милляра, скажу так: талант - это ещё и умение держаться золотой середины. То есть в любых обстоятельствах, тем не менее, быть самим собой. Умение чувствовать момент, когда надо снять маску, чтоб она не срослась с лицом.
Просто бывает ещё дар. А это - генетическая особенность, повышенная склонность к чему-либо. Допустим, у Бубки даром является врождённая прыгучесть. Но чего она стоит без шеста? Почему говорят, что талантливый человек, талантлив во всём? Именно потому, что он умеет раскрываться в любой сфере. Когда природному дару не находится применения, то он зачастую превращает жизнь человека в ад. Поэтому мы часто видим, как одарённые спиваются, допустим, не найдя применения своим выдающимся способностям. Или бывает так, что человек исчерпался. Например, как у великих певцов или актёров. Отдал всё, что мог одному направлению искусства. А иного применения, в другой сфере жизни своему дару найти не в состоянии. Дар остался, а талант иссяк...»

 Виктория: А как думаете, действительно ли не бывает людей без дара, то есть у каждого есть свой дар, свои способности, но не все их раскрывают?

 Елена: «Сложно сказать про всех... Хотя, если есть бездарь, то, я думаю, его таковым можно назвать только потому, что он пытается на данный момент реализоваться, применить свой дар не в той сфере жизни, которая в нём наиболее открыта. Просто я сужу по себе. Вот те же стихи я начала писать только в двадцать четыре года! До того, как поэта, меня таки можно было назвать бездарью, так как до двадцати четырёх лет поэтический канал был во мне закрыт. Зато был открыт канал художественный. А теперь чисто художественный талант у меня иссяк: я не проявляю себя в этом. Меня можно заставить рисовать, конечно. Но, поскольку мне это будет не «в кайф», то чисто технически оно будет исполнено хорошо, но... души в нём не будет. А это уже будет чувствоваться таким образом, что людям оно не будет интересно. Просто бывает очень трудно на каком-то этапе найти другое, абсолютно новое применение своего дара. Люди сильнее всего бояться перемен. А они на самом деле необходимы и происходят всё равно. И человек, не принимая их, просто страдает. Даже в рамках одной профессии есть технический прогресс, тот же карьерный рост. А это уже новое применение своих способностей...».

Виктория: В своем резюме на Прозе Вы написали: "Детство прошло... прошло? хм... иногда я в этом сомневаюсь". А не кажется ли Вам, что по-настоящему творческий человек всегда должен оставаться в некоторой степени ребёнком, сохранять в душе детское восприятие мира?

Елена: «Оставаться ребёнком - это значит, ко всему относится естественно, непосредственно и быть открытым миру и всем процессам, происходящим в нём, вокруг тебя и в тебе самом. То есть не загонять себя в рамки излишней серьёзности, прежде всего. Просто быть самим собой. Поэтому и получается, что по-настоящему творческий человек - это, по сути дела, человек, не тормозящий себя в своём проявлении, как ребёнок. А ещё это  бОльшая степень искренности, свойственная в основном только детям (как следствие незатюканности, незапуганности жизнью), которую мы и ценим потом в произведениях искусства».


Интервью со мной для журнала ПОДОРОЖНИК (ноябрь 2009). ОКОНЧАНИЕ



Источник: http://proza.ru/2011/09/30/1424
Категория: Интервью | Добавил: lenarex (05.03.2013) | Автор: Виктория Чумак
Просмотров: 358 | Теги: Подорожник, глушенко, Интервью
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: